Срок службы автомобиля зависит от своевременного технического обслуживания, но также важен регулярный уход и содержание его в чистоте и порядке. Для мытья кузова и чистки салона автомобиля существуют специализированные организации, оказывающие подобный вид услуг.
Процесс очистки кузова от грязи осуществляется либо механическим способом (ветошь, губка, щетка), либо бесконтактным (подача воды под давлением). В зависимости от оснащения идёт разделение на автоматические и ручные мойки.
Человеческий фактор
На ручных автомобильных мойках главное действующее лицо – мойщик. Вряд ли найдётся специальное учебное заведение, выпускающее мойщиков автомобилей. Этот труд считается малоквалифицированным, а качество услуг зависит от опыта приобретённого работником. Данный фактор негативно влияет на восприятие услуги ручной мойки среди владельцев авто. Именно мойщик, в глазах клиента, виновен в недостаточно качественной работе.
При ручной мойке автомобиля механическим способом используются специальные шампуни. Они безвредны для лакокрасочного покрытия кузова и хорошо справляются с загрязнениями. Основная проблема возникает при смыве грязи губкой. Важно не просто смачивать губку, а тщательно промывать её в воде, иначе частицы песка и грязи, подобно абразиву, оставят царапины на лакокрасочном покрытии.
При ручной мойке бесконтактным способом используются специализированные портативные мойки, подающие воду под большим давлением. Вместо шампуней, для разжижения микрочастиц грязи применяются различные виды активной пены. Она наносится на кузов автомобиля, выдерживается определённое время, а затем смывается струёй воды. В состав активной пены входят щелочные растворы поверхностно-активных веществ, и соблюдение технологии применения выходит на первое место. Важно соблюдать время выдержки и пропорции, рекомендованные заводом изготовителем.
Мойщик не всегда виновен в плохом качестве работы, повреждении лакокрасочного покрытия, резиновых и хромированных деталей. Владельцы небольших моек, стремясь уменьшить расходы, зачастую приобретают шампуни и пены низкого качества. Нередко используются моющие составы, предназначенные для железнодорожной техники или грузовых автомобилей, что приводит к повреждению лакокрасочного покрытия легковых транспортных средств, появлению на их поверхности пятен, частичному изменению цвета краски на кузове.
Не рекомендуется применять пену и другие активные химические вещества при мойке кузова, имеющего на поверхности царапины, сколы краски, вздутости. После покраски кузова, в течение трёх месяцев следует воздержаться от применения различных пен и шампуней, пока не окончится процесс полимеризации лакокрасочного покрытия.
Автоматизация процесса
Автоматические мойки автомобилей имеют ряд преимуществ, которые сказываются на выборе автовладельцев, и в первую очередь – скорость обслуживания. Электроника следит за дозировкой моющих средств, контролирует временные промежутки на разных этапах мойки, чётко соблюдает технологический процесс. Наибольшее распространение получили портальные и туннельные мойки.
В портальной мойке рабочий процесс протекает в отдельном боксе, сменяется несколькими циклами с применением шампуней и щеток. Туннельная мойка представляет собой конвейер, в котором автомобиль движется от одного участка к другому, проходя все стадии помывки.
Несмотря на все плюсы, автоматическая мойка имеет и ряд минусов. Не всегда осуществляется должный контроль над состоянием щёток. Изношенные щётки оставляют следы на поверхности, для их устранения приходится прибегать к полировке кузова. Часто остаются недомытыми колёсные диски и сильно загрязненные участки кузова, автомат пока не научился обнаруживать свои недоработки и устранять их. Нередко работа щёточных барабанов приводит к поломкам антенн, дворников, спойлеров.
Сам себе мойщик
На мойках самообслуживания владелец автомобиля оплачивает подачу воды, пены, и самостоятельно производит помывку своего транспортного средства. Это, пожалуй, наиболее дешёвый вариант из существующих специализированных мест помывки.
В основном, мойка самообслуживания представляет собой бесконтактную мойку с подачей воды под большим давлением. Владелец автомобиля сам отвечает как за качество проделанной работы, так и за возможный ущерб, причинённый своему авто.
При эксплуатации моечного оборудования высокого давления необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: правильно подбирать насадку сопла, не выставлять регулятор давления воды на максимум, контролировать расстояние и угол наклона между поверхностью кузова и соплом
При нанесении активной пены, следует исключить её попадание на резиновые уплотнители дверей и хромированные детали кузова. Не использовать аппараты высокого давления для помывки свежевыкрашенных автомобилей, а также на тех участков кузова, где производились шпаклёвочные работы.
После смыва пены, ополаскивания и сушки, на лакокрасочное покрытие следует нанести защитный слой, применяя специальные пасты на восковой основе. Это поможет автомобилю дольше оставаться чистым.